pic2
Просмотров страницы: 539

НА ПУТИ К НЕЗАВИСИМОСТИ: КАРКАРАЛИНСКАЯ ПЕТИЦИЯ

В начале ХХ века, когда начался крах Российской империи, казахская интеллигенция, наряду с другими политическими силами, поставила перед властями вопрос об изменении управления всей империей и Казахстаном в частности и нашли поддержку среди передовой части общества.
Используя первые признаки понимания властями необходимости свободы слова, и особенно опираясь на царский указ, вышедший в феврале 1905 года – о свободе вероисповедания, краевые религиозные деятели стали развивать пути расширения исламской веры. Таким образом, светские и религиозные чаяния народа стали обсуждаться на многолюдных собраниях. В эти годы Алихан Букейханов, работая на ниве политики, стал проявлять себя как национальный лидер.
Революция 1905-1907 годов, младотурецкая и иранская революции способствовали оживлению политической жизни в казахском обществе. В формировании мировоззрения представителей алашского движения и накоплении политического опыта и закалки важной вехой явилась организация петиционных акций, в ходе которых отрабатывались основные политические и социально-экономические требования казахского народа, а так же борьба за представительство в Государственной Думе. Наиболее известной была Каркаралинская петиция, под которой подписались жители Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Ее составили А.Букейханов, А.Байтурсынов, Ж.Акпаев, М.Дулатов, М.Бекметов.
В 1905 году был организован сбор подписей под перечнем заявлений, назвы» М.Ауэзов так писал об этом: «В 1905 году вместе с Аканом собрались просвещенные люди и написали власть предержащим от имени казахского народа петицию. В той петиции главными словами были: первое – проблемы земли, прекратить отъем казахских земель и въезд переселенцев. Второе – предоставить казахскому народу земство. Третье – чтобы прекратить колониальную политику русификации казахов на всеобщем собрании мусульман подчинить казахский народ муфтию. Это были главные проблемы, поднятые в этой петиции. Это начинание получило широкую поддержку у степных казахов и стало причиной пробуждения широких масс».
​В петиции была просьба о разрешении строительства мечетей и медресе, запретить деятельность в народе миссионеров других религий, разрешение на строительство типографий для издания газет и книг, в будущем перевести все делопроизводство на казахский язык. Некоторые просьбы ставили целью изменение структуры руководства казахами и улучшение законодательства. Были объединены требования связанные с руководством казахским краем, его общественно-культурной организацией, светской жизнью и религией. В центральном музее нашей страны хранятся отдельные документы, связанные с петицией. Это: «Дело об агитации среди киргиз Каркаралинского и Павлодарского уездов о посылке в Петербург депутации для представления от киргизского народа петиции царю». Из этого дела ясно, что петиция состоящая из 47 пунктов написанная от имени казахов Каркаралинского, Семипалатинского, Павлодарского уездов Семипалатинской области переведена на русский язык, а значит доведена до сведения царской администрации. Казахская сторона обратилась в министерство внутренних дел с просьбой придать петиции законную силу и утвердить ее. Посланная царю петиция получила всенародную поддержку и имела под собой сотни подписей. При помощи сохранившихся в архиве текстов мы узнаем имена людей подписавшихся под русским переводом петиции, это: казах из Атагазинской волости Павлодарского уезда мулла Молдахан Мусапиров, из Сейтенской волости Семейского уезда – Темиргали Нурекенов, Апык Жолшарин из Едирейской волости Каркаралинского уезда и многие другие. Документ на русский язык был переведен Темиргали Нурекеновым.
Ответственные лица в царской администрации были напуганы петицией написанной казахами в духе демократии и свободы. Тут же начинается секретная переписка уездных властей, Семипалатинского областного генерал-губернатора с Омским степным генерал-губернаторством. В секретном донесении от 15 июля 1905 года Семипалатинского военного губернатора Степному генерал-губернатору было признано, что петицию подписали 16 000 человек, что вместе с членами их семей составляет 33 572 человека и это практически 50% всех семей проживающих в этом регионе. В докладе уездного начальства представлен даже порядок предложенный казахами для предъявления петиции, для этого избираются по два представителя от каждого уезда для посылки в Омск, в Омске представители Акмолинской, Семипалатинской и Тургайской областей на совещании избирают двух делегатов для представления петиции в Санкт-Петербурге. Генерал-губернатор Семипалатинской области Галкин пишет в своем донесении, что он дал указания, чтобы следили за движениями степных агитаторов. Чтобы это не получило дальнейшего распространения просит дополнительных средств на мероприятия по отслеживанию и предотвращению подобных явлений. В ответном послании (29 июля 1905г.) Степная администрация, полностью поддерживая все приказы Семипалатинского генерал-губернатора, напоминает о необходимости препятствования выборам доверенных лиц казахов, их отправки в Омск и недопущении их собрания в этом городе.
21 июля 1905 года Каркаралинский уездный начальник оповестил о том, что уездные казахи избрали своими доверенными лицами в государственную думу Алихана Букейханова и Жакыпа Акпаева.
Еще одно значимое событие, связанное с Каркаралинской петицией - это телеграмма, отправленная на имя царя с политическими требованиями казахов. В своем послании от 3 августа 1905 г. Семипалатинский вице генерал-губернатор Мицкевич сообщает, что телеграмму, отправленную из Омска, подписали 42 человека из числа Каркаралинских казахов, что она была отправлена через почту-телеграф на имя царя и через почту в адрес газет «Сын отечества» и «Русские ведомости». Степное генерал-губернаторство 9 августа направляет с грифом «срочно» и «секретно» послание начальнику Каркаралинского уезда, в котором настоятельно просит назвать хотя бы несколько имен казахов, подписавших данную телеграмму. Местные власти, стремясь показать, что они хорошо осведомлены через своих агентов об организации первых политических мероприятий среди казахов, послали вышестоящим властям список имен деятелей подписавших телеграмму, это сообщение Каркаралинская администрация так же отправила с грифом «секретно». В списках деятелей, подписавших телеграмму царю есть известные имена людей внесших большой личный вклад в развитие культуры. Поэт Нармамбет Ормамбетулы, известный религиозный деятель Толмухамет Алтынторин, исследователь родословных Махат хажи Акайулы, сын известного композитора Таттимбета - Мусатай, сын Толебай бия Керимхан. В документе, заявляющем о требованиях народа, говорится, что казахам необходимо предоставить полные избирательные права, чаяния народа были изложены в жесткой форме. Мы большой народ и «если люди, которые должны знать, нас не знают, то в этом нет нашей вины». Каркаралинская петиция стала толчком для распространения национально-демократического движения в казахской степи. Национально-освободительные идеи, озвученные в петиции, получили свое дальнейшее развитие в выступлениях таких деятелей как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Жакып Акбаев в первых открытых политических прениях, после выхода царского манифеста в октябре 1905 года. Значительные многочисленные политические собрания произошли в октябре 1905 года в Омске, 7 ноября в Павлодаре, 11 ноября в Баянауле, 14 ноября в Каркарале. Большое мужество проявил Жакып Акбаев, выступая перед народом с демократическими воззваниями на митингах, организаторами которых были Алихан Букейханов и Ахмет Байтурсынов. И хотя создание казахской политической партии было еще впереди, сама возможность появления Каркаралинской петиции, возможность проведения крупного политического собрания позволили определить цели на пути освободительного движения казахов.
Меруерт КАРАМБАЕВА,
историко-краеведческий музей г.Семей
132040729_738293570133133_4863568114529372581_n 132041788_738293580133132_1931306756568873148_n 132042350_738293543466469_3564156296925224391_n 132042724_738293530133137_8802604766720616955_n
^Наверх