pic2
Просмотров страницы: 82

ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ ИСТОРИЕЙ ДЫШИТ...

Наш город имеет очень яркую и красочную многовековую историю. Недаром в начале 2020 года наш президент, Касым-Жомарт Токаев, в своей статье «Абай және ХХІ ғасырдағы Қазақстан» назвал Семей одним из сакральных регионов, занимающим особое место в духовном и культурном развитии народа и являющимся историческим центром всей страны. Краем, который подарил Казахстану и всему миру множество талантливых, одарённых людей, среди которых, конечно же, и Абай Кунанбаев, известный далеко за пределами нашей страны. Абай оставил свой яркий след в истории как поэт, философ, просветитель, основоположник новой национальной литературы, переводчик и композитор. Во всех его произведениях – в стихах, песнях, словах назидания явственно ощущается национальный колорит, в полной мере отражается уклад и быт, вера и язык, и очень тонко и точно чувствуется дух нации. 2020 год был годом 175-летия Абая. За эти годы изменилось очень многое. Однако окунуться в те времена можно, глядя на представленный в музее интерьер второй половины XIX века. Интерьер состоит из предметов мебели современников и земляков великого поэта казахской степи. Можно представить себе, как когда-то сам Абай неспешно ходил по улицам нашего города, ступал по половицам домов, где стояла эта мебель, беседовал с владельцами этих предметов быта. И всё прошедшее время исчезает, мы будто бы на машине времени переносимся в XIX век, видим, как были обставлены дома жителей нашего города, какими предметами быта они пользовались. До революции Семей был торговым центром между Россией и городами Западного Китая, был частью Шелкового пути. Множество предметов интерьера, представленные здесь, как раз и являются привезёнными из других стран: дубовая стенка, комод для посуды, стол и четыре венских стула, этажерка для книг, граммофон, фортепиано с подсвечниками, и даже кофемолка и кофеварка. Подобные предметы быта были доступны лишь зажиточным горожанам, ведь стоили немалых денег. Мебель из красного дерева была очень популярна в России, за период XIX века шестьдесят процентов подобной мебели концентрировалось именно там. В связи с торговыми отношениями того времени эта мода на мебель из красного дерева, символизирующую власть и роскошь, дошла и до нашего города.
Глядя на данную экспозицию, можно заметить, какие огромные изменения в те времена претерпела домашняя утварь, связанная с приготовлением и приёмом пищи. В условиях полукочевого быта у казахов издавна использовалась посуда, которая удобна для перевозки, то есть легкая, небьющаяся, изготовленная из кожи или дерева. Установление торговых отношений с Россией и Средней Азией, знакомство с бытом своих соседей, изменение форм хозяйственной деятельности, быта и питания самих казахов вызвали изменения и в их посуде. Некоторые виды кожаной и деревянной посуды утратили свое значение и стали постепенно исчезать, на полках стояла теперь уже совсем иная посуда. На ярмарках казахи приобретали фабричную фаянсовую посуду (пиалы, чашки), эмалированные блюда, ведра и тазы, сковороды, чугуны, деревянные и металлические ложки. Наиболее состоятельные семьи имели самовары, наборы чайной посуды, подносы, что также присутствует в данном интерьере. Один из современников Абая пишет, что теперь у каждого есть самовар, «скота нет, а самовар есть». Самовар, представленный в музее, имеет шесть знаков качества. Тихими уютными вечерами за этим столом собиралась целая семья, попивая горячий чай.
Однако время не стоит на месте, всё меняется, в том числе и наш город, сейчас он активно растёт, развивается, воздвигаются новые, современные постройки. И лишь эти ценные вещи, ранее украшавшие чьи-то дома, а теперь представленные в музее, и старинные здания, сохранившиеся в Семее, остаются свидетелями той великой эпохи, времени активного развития нашего города.
Дарья КАЛИВОШКИНА,
областной историко-краеведческий музей г. Семей
159382198_784960248799798_2995841825551273014_o 159382198_784960265466463_485944155755464519_o
^Наверх