Областной историко-краеведческий музей города Семей

Восточно-Казахстанская область
г. Семей, ул. Абая, 90

Из истории просвещения Cемипалатинска XIX в.

В целом народное образование, грамотность населения города Семипалатинск в XIX веке, как и во всем Казахстане, находились на низком уровне. Из мусульманского населения читать и писать умели только служители культа, а также представители казахской феодальной верхушки. Средних учебных заведений в области, в том числе в Семипалатинске, в конце XIX века с полным курсом обучения не было, только городское и приходское училище, а также женская школа. Вот и все учреждения просвещения, где черпали необходимые знания подрастающее поколение города.

В 1860 г. было открыто Николаевское 4-х классное городское училище, в списке преподавателей учебного заведения значились фамилии: Нургали Кульжанов по предмету казахской грамоты с вознаграждением 300 рублей, Виктор Белослюдов по предметам чистописание, черчение и рисование с вознаграждением 375 рублей. С 25 ноября 1864 г. школа была преобразована в женское училище 2-го разряда, а в 1871 году училище преобразовано в Семипалатинскую женскую гимназию.

В 1881 г. была открыта Семипалатинская 5-ти классная школа, преобразована она из Семипалатинского уездного училища, учрежденного в 1859 г. Плата за обучение по 8 рублей в год с ученика. Учащихся на 1 января 1909 г. было 240 человек.

В 18 сентября 1894 г. была открыта Семипалатинская мужская гимназия. С 1 июля 1903 г. она была преобразована в Семипалатинскую мужскую учительскую семинарию, находилась в собственном здании, получала на свое содержание из государственного казначейства, а с 6 декабря 1904 года на содержание учителя казахского языка было выделено 750 рублей. В числе преподавателей значились: учителем казахского языка – коллежский секретарь Нургали Кульжанов, отмеченный орденом Святого Станислава 3-ей степени с жалованием 900 рублей и с казенной квартирой, законоучителем – священник Борис Герасимов с жалованием 1620 руб. и с казенной квартирой.

На 1903 год в Семипалатинске было три гимназии, из них две мужских и одна женская. В мужской гимназии училось 255 мальчиков, в женской гимназии было 339 учащихся.

Передовая часть казахской интеллигенции стремилась к просвещению своего народа и активно выступала за открытие учебных заведений с казахским языком обучения. В условиях царизма такие требования практически не исполнялись. Поэтому оставался единственный путь получения казахами среднего образования – учеба в гимназии и прогимназии с русским языком обучения. Однако эта проблема усложнялась тем, что дети казахской национальности не знали русского языка, а кочевой образ жизни большей части казахов не давал возможности его изучения в школах низших сословий

Жамыш УРЫМБАЕВА, специалист музея